Сегодняшнюю публикацию мы хотели бы посвятить Международному женскому дню, но сквозь историческо-христианскую призму, если так можно выразиться.
Издревле на Руси существовал свой женский день, который появился задолго до забастовок американских текстильщиц в 1909 году, до выступления Клары Цеткин на Международной конференции социалисток 1910 года, до митингов петербургских ткачих, проходивших под лозунгом «Хлеба и мира!», положивших начало Февральской революции 1917 года.
«Бабья заступница» Параскева Пятница
На протяжении столетий большим почтением, особенно в крестьянской культуре, пользовалась Параскева Пятница. И почиталась она во многом как бабья заступница. Доподлинно неизвестно, почему именно эту святую «выбрали» в качестве покровительницы женщин. Есть мнение, что в народном восприятии образ христианской великомученицы, нареченной Пятницею, переплелся с образом еще языческой богини Мокши – главным женским мифологическим персонажем, покровительствовавшей женским делам: стирке, шитью, прядению, замужеству, деторождению и проч.
День памяти святой Параскевы Пятницы (Иконийской) – 28 октября (10 ноября по новому стилю) – буквально воспринимался женским днем. В честь «бабьей заступницы» оставляли все женские работы. В христианском календаре есть еще несколько святых по имени Параскева: в частности, святая Параскева Римская, преподобная Параскева Сербская. День памяти последней – 14 (27) октября – также связывался с запретом на женские работы.
В результате сочетания древних языческих поверий и христианской традиции появились праздники, которые создавали хоть какой-то просвет в угрюмом патриархальном мире и хоть немного облегчали бесконечные труды женщин.