Петр и Феврония Муромские – личности полулегендарные. Вероятно, реальным прототипом Петра был Муромский князь Давид Юрьевич, а Февронии – супруга Давида, о которой практически ничего неизвестно.
Согласно «Повести о Петре и Февронии» – важному памятнику древнерусской литературы – Петр был братом князя, правившего в Муроме. У князя была жена, которой являлся огненный змей, принимавший облик ее мужа, и склонявший ее к блуду. Княгиня во всем призналась мужу, тогда он просил выведать свою супругу, от что может убить змея. Оказалось, что смерть змея может настать «от Петрова плеча и Агрикова меча».
Тот самый брат князя – Петр, решил умертвить злокозненного змея, даже сумел найти нужный меч. Задумка удалась: змей был повержен, но только кровь, брызнувшая из него, попала на Петра, и он весь покрылся струпьями и язвами. Никто не мог излечить болезнь князя Петра. Однажды ему во сне было явлено, что лишь премудрая девица-крестьянка, живущая в рязанском селе, может исцелить хворь.
Петр отыскал девицу. После некоторых испытания премудростью девушка по имени Феврония обещала исцелить князя, но в качестве платы за свою помощь поделала, чтобы князь на ней женился после исцеления. Петр обещал, но впоследствии не сдержал своего слова. Однако, Феврония оставила не его теле один струп и болезнь возобновилась. После второго исцеления Петр устыдился своего обмана, преисполнился благодарности Февронии и женился на ней.
Петр унаследовал княжеский стол после смерти своего брата. Однако бояре не были готовы почитать своей княгиней Февронию, ведь она была простолюдинкой. Они заявили Петру, что он должен или избавиться от своей жены, или покинуть свою вотчину. Петр и Феврония тотчас покинул Муром. Но затем в городе началась смута и кровопролитие: многие хотели занять княжеский престол. Тогда бояре решили просить князя и его жену вернуться. Петр и Феврония вернулись в Муром и очень скоро стали любимы и почитаемы горожанами.
На исходе земной жизни князь и княгиня приняли постриг в разных монастырях. Монах Давид и монахиня Евфросиния просили Господа ниспослать им благословение умереть в один день. А окружению своему завещали похоронить их в одном гробу с тонкой перегородкой.
Господь внял их молитвам: они скончались в один день. Но монахи и монахини решили, что погребение в одном гробу для монахов не по чину, и оставили их в разных гробах. На утро обнаружили, что Петр (Давид) и Феврония (Евфросиния) оказались в одном гробу. Их тела снова положили в разные, но на следующее утро все повторилось: тела снова обнаружились в одном гробу. Тогда стало понятно, что воля Божия такова, чтобы похоронить их вместе, так и сделали.
С 2008 года в России отмечают приуроченный ко дню Петра и Февронии День семьи, любви и верности.